Время чтения: 8 мин. 50 сек.
15.10.2025
Продолжаем серию полезных гайдов для автолюбителей. Ответы на частые вопросы по обслуживанию здесь. Отправляемся дальше — путешествуем по теме безопасности и разбираем экстренные ситуации.
Любой водитель может оказаться в нештатном раскладе. Чтобы не терять время и не паниковать, целесообразно заранее знать, как действовать правильно. Отвечаем на частые вопросы.
Можно ли ехать, если загорелась лампочка масла?

Мерцает жёлтый индикатор в виде маслёнки — не паникуйте — это предупреждающий сигнал о снижении уровня на литр. Долейте, продолжайте движение. Если же под рукой нет резерва, можно спокойно дотянуть до сервиса — 100–150 км в запасе.
Красный индикатор — показатель критического падения уровня смазки. В такой ситуации мотор работает в режиме масляного голодания и легко может «словить клин», что приведёт к дорогостоящему ремонту или замене. Двигаться с красной маслёнкой запрещено.
Что делать, если загорелся Check Engine?

Не беспокойтесь, когда светится показатель при запуске мотора. Это самодиагностика системы, в процессе, кроме «чека», вспыхивает гирлянда сигнальных ламп на панели. Когда электроника убедится в полном здравии, индикаторы погаснут.
Другой вопрос, если «чек» неотступно горит — сигнал о сбоях в двигателе, которые требует внимания. Эвакуатор вызывать не стоит, автомобиль доедет, но с визитом в сервис лучше не тянуть. «Чек» мигает — сигнал SOS — поломка серьёзная, срочно гоните к мастерам.
Если, кроме горящего индикатора, других проблем в работе мотора нет, достаточно ехать медленно, без рывков. Когда же добавляются симптомы — нестандартные звуки, вибрация, нестабильная работа — правильно остановиться, вызвать эвакуатор.
Что делать, если машина не заводится?

В начале — проверьте наличие топлива в баке. Да, даже о такой элементарной вещи забывают в суматохе. Следующий шаг – аккумулятор. Возможно, пал от старости или долгой стоянки.
Недуг решается на месте — залейте топливо, «прикурите» батарею от соседа. Но авто может не запускаться по куче факторов — стартер, иммобилайзер, проводка, свечи, датчики. Есть опыт и свободное время, можно перебрать причины до истинной. Скорее — обратиться в сервис.
Почему машина странно вибрирует?
![]()
Лёгкая дрожь на холостом ходу допустима. Но когда эффект ощущается серьёзно: неисправны автолучины, малый уровень масла, неполадки с ремнём ГРМ. Кроме того, возможны: проблемы с топливной форсункой, забитый воздушный фильтр, неисправный датчик кислорода. Изношенные подушки мотора также теряют навыки и колебания сотрясают кузов и шасси.
На малой скорости вибрация происходит: из-за неправильно установленных колёс, деформации шин или дисков, люфта в ШРУСах. На высокой: дисбаланс резины, проблемы с карданным валом. Тряска при торможении намекает на неприятности с тормозными колодками или дисками.
Что значит, если появился запах гари?

Первая гипотеза — сцепление, например, в процессе пробуксовки. Фрикционные накладки нагреваются при трении и отдают горелой бумагой. Пора снизить обороты — полностью изношенное сцепление без запаха.
Вторая — тормозные колодки. Часто перегреваются в процессе длительного торможения, например, на спусках. Пахнуть ещё может изоляция или пластмасса на проводах и предохранителях из-за короткого замыкания. Ваша печка тоже способна благоухать гарью, если внутри скопился мусор.
Почему скрипят тормоза?

Проверьте колодки. Визги про износ – достиг критической точки. Иногда это несовместимость материалов накладок и дисков, если установлены некачественные.
Серьёзная грязь между в процессе торможения царапает поверхность и скрипит. Эта же субстанция плюс ржавчина провоцируют закисание направляющих суппорта, который может заклинить. Колодки неправильно прижимаются к диску и «напевают» при трении.
Как действовать при заносе зимой?

Предупредить проблему легче, чем выкручиваться — поэтому в холода забудьте о резких ускорениях, торможениях и смелых виражах. Если на скользкой дороге «понесло» заднеприводный автомобиль — сбросьте газ, выкрутите руль в сторону заноса. Не тормозите — усилите вращение.
На переднем приводе, наоборот — топите, чтобы вытянуться на исходную траекторию. Нельзя резко бросать газ и тормозить — потеряете сцепление и управление. Прямое торможение создаст занос — отпустите педаль и пробуйте стабилизировать авто рулём или позвольте работать ABS.
Полноприводный автомобиль цепляется за дорогу крепко, а если срывается в занос, то резко. И вариантов конструкций таких авто много, например, для моделей с подключаемой передней осью подойдут рекомендации для заднеприводных ТС, а вискомуфта позволит использовать некоторые приёмы от переднеприводных. Базовые советы: забыть тормоза в повороте, поворачивать рулить в сторону заноса и держать газ — всё делать плавно.
Как правильно тормозить на скользкой дороге?

Осторожно. Резкий тормоз — пропускной в занос. Есть ABS — доверьтесь ей. Система создаёт прерывистое торможение без моментальной блокировки колёс, автомобиль замедлится плавно.
На «механике» правильно стопориться мотором, дёргая коробку на пониженные передачи. С АКПП такой номер менее эффективен, но тоже работает, если есть возможность ручного переключения передач — на это указывают символы L, 1, 2 или D-3. А чтобы хватило времени на постепенное торможение, держите дистанцию побольше.
Как поставить детское кресло по правилам?

Нормы не регламентируют, на каком сиденье устанавливать. Перевозить детей можно спереди и сзади. Рядом с водителем ребёнок расположен спиной по направлению движения.
Автокресло закрепляется ремнями безопасности. Лучше расположить на заднем диване ближе к центру — менее уязвимо к боковым ударам. Ремни стоит пропустить через специальные направляющие в кресле, убедиться, что крепко затянуты, и сиденье не болтается.
Если в автомобиле крепления Isofix, найдите и присоедините к автокреслу. Проверьте надёжность фиксации, покачивая устройство в стороны. Оно не должно болтаться.
Что делать при ДТП?

Если вы стали участником аварии, оставайтесь на месте. Заглушите двигатель и не перемещайте автомобиль. Вот что нужно сделать в первые моменты:
Если в аварии нет пострадавших людей, тщательно зафиксируйте ситуацию на фото и видео. Запишите контакты свидетелей, дождитесь сотрудников ГАИ. При лёгком ДТП можно после фотофиксации убрать машины с дороги и оформить Европротокол.
Когда есть пострадавшие, первым делом осмотрите и вызовите скорую. Если ситуация экстренная, и человек срочно нуждается в медицинской помощи, можно отправить его в больницу на попутной машине или отвезти самостоятельно. После обязательно вернуться на место аварии.
Как избежать штрафов с камер?
Фото из открытых источников
Легальных способов только два: не нарушать и прекратить регистрацию автомобиля. С первым вариантом понятен, второй предполагает, что водитель перестаёт быть собственником, а раз нет владельца, то и штрафы присылать некому. Но такой номер не будет проходить долго — по закону машина должна обрести владельца в течение 10 дней после продажи.
Остальные способы маскировки с помощью: грязи, фольги, картонки и прочих специальных ухищрений давно известны сотрудникам ГАИ. За такие фокусы можно влететь на 5000 руб. или вовсе лишиться прав на один-три месяца. Так что экономия сомнительная.
Как пользоваться камерой заднего вида и парктрониками?

Устройство излучает ультразвуковые волны, которые отталкиваются от препятствия и возвращаются. Их обрабатывает блок управления, водитель получает предупреждение в виде звука или индикатора. Чем ближе препятствие, тем громче парктроник, а значит, пора остановиться.
Задняя камера показывает изображение на дисплее. Она не подаст голос, обнаруживать препятствие водителю придётся самостоятельно, глядя на экран. Картинка отображает пространство за задним бампером и виртуальные парковочные линии, с помощью которых можно понять близость препятствия и нужную траекторию движения.